<<INFOрмационно-Rазвлекательный FoRUM>>

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » <<INFOрмационно-Rазвлекательный FoRUM>> » World » Мировые проблемы


Мировые проблемы

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

В настоящий момент «современное международное право», сформировавшееся в рамках потсдамско-ялтинской системы, находится в глубоком системном кризисе. Этот кризис является следствием нарастания несоответствия методологии международно-правового регулирования международных отношений и характера международных отношений. На смену международному праву мира и безопасности приходит международное право развития, то есть, ключевым фактором в обеспечении международного правопорядка становится не военно-политический фактор, а фактор развития – доступа народов к развитию, его институциональным основам и соответствующим ресурсам (включая природные). Кратко схема эволюции международного права может быть представлена следующим образом:


Вестфальское международное право
Современное международное право
Новейшее международное право

Суверенитет
Неприменение силы и угрозы силой
Соразвитие (мироизация)

Неприменение силы и угрозы силой

Суверенитет

Суверенитет
Управлемое неразвитие (глобализация)

Неприменение силы и угрозы силой

Суверенитет

 

Пояснения к схеме:

Классическое международное право
Современное международное право
Новейшее международное право (глобализация)
Новейшее международное право (мироизация)

Исходные посылки Впервые возникшая необходимость сосуществования цивилизованных государств с разными религиозными системами. Впервые возникшая необходимость сосуществования государств с сильно различающимися военными потенциалами. В том числе необходимость сосуществования сверхдержав. Впервые возникшая необходимость сосуществования государств в условиях глобального дефицита ресурсов и тотальной управляемости социальных отношений. Впервые возникшая необходимость сосуществования государств в условиях глобального дефицита ресурсов и тотальной управляемости социальных отношений.
Ключевой принцип Суверенитет и суверенное равенство Неприменение силы и угрозы силой Управляемое неразвитие (открытость, демократизация, права человека и т.д.) Соразвитие
Содержание и функция ключевого принципа Конституирование государств с различными религиозными системами как формально равных членов международного сообщества. Признание статуса субъекта за суверенными государствами. Компенсация напряжения между различными идеологиями (религиями) государств. Ограничение суверенитета государств в аспекте применения силы с целью обеспечения реального суверенитета каждого государства в мире. Компенсация напряжения между различными потенциалами государств. Ограничение доступа государств к развитию, к его институциональным основам и необходимым ресурсам с целью обеспечения приоритетного доступа к ним группы государств. Обеспечение равного доступа государств к развитию и его институциональным основам: фундаментальной практикоориентированной науке, развивающему персональному образованию, инновационной промышленности и промышленному труду.


Кризис современного международного права связан, таким образом, не только с нарушением норм международного права, но и с изменением самой функции, которую призвано выполнять международное право в современном мире. Обеспечение международной безопасности и создание условий для сотрудничества государств – основные функции современного международного права – не позволяют более эффективно описывать и проектировать реальность. Возникает необходимость в надстройке над этими принципами: безопасность как свобода от чего? и сотрудничество с какой целью? На эти вопросы современное международное право не отвечает. В этом и состоит коренная причина его кризиса.

С 60-х гг. ХХ столетия выдвигается ряд идеологий, комплексов международно-правовых и национально-правовых норм, которые формируют новейшее международное право как право управляемого неразвития (нормативный комплекс, обеспечивающий реализацию проекта глобализации): концепция устойчивого развития, концепция фритрейдерства (нормы и принципы ВТО), концепция глобальной демократизации (Стратегия национальной безопасности США), концепция преэмптивной войны и др. Эти концепции в совокупности предлагают определенный вариант нового международного правопорядка. Сущность этого правопорядка, безусловно, несовместима с целостностью и развитием России, вообще с суверенностью и развитием подавляющего большинства народов мира. И в этом смысле концепция глобализации ни в коем случае не может быть принята как нечто, во что можно «вписаться», сохраняя реальный суверенитет. Глобализация задаёт жесткую дихотомию самостоятельного, суверенного развития с одной стороны и вписывания на условиях той или иной степени подчинённости и несамостоятельности с другой. Поэтому суверенность и полная международная правосубъектность любого государства в современных условиях будет связана с выдвижением определенного миропроекта развития и определением формы и сферы лидерства этого государства в мире.

То же касается и безопасности. В настоящий момент стала очевидной связь между неразвитием общества, его модернизацией, дестабилизацией и радикализацией с одной стороны и формированием очагов международной нестабильности и напряженности – с другой. Концепция управляемого неразвития означает переход от идеи поддержания универсальной системы международной безопасности на основе равноправного сотрудничества светских режимов к точечной, но системной работе по дестабилизации существующих светских режимов и построению взаимодействия с радикальными движениями и режимами («управление через хаос») с целью управления доступом к минеральным ресурсам планеты.

Однако в настоящий момент не создана теория международного права развития. Более того, до сих пор кризис международного права и переход к международному праву новой эпохи не осмыслялся в положительных терминах (в том числе, в силу слабой разработанности теории и методологии развития). Поэтому мировые инициативы, имеющие в своей основе императив развития (например, создание Шанхайской организации сотрудничества), выдвигаются и реализуются вне достаточной теоретической работы и вне достаточной осмысленности, что чревато непредвиденными и тяжелыми последствиями.

В связи со сказанным выше, проблему международного права можно описать следующим образом:
Отсутствие теории и методологии международного права, слабость содержательно-генетических представлений о международном праве и т.д.
Отсутствие достаточного осмысления кризиса международного права и необходимости формирования международного права развития.
Реализация проекта глобализации и формирование международного права управляемого неразвития (как системы, исключающей допуск подавляющего большинства народов мира к развитию).
Отсутствие проекта международного права развития (как единственного проекта, способного обеспечить мир и международную безопасность, конструктивное сотрудничество и соразвитие народов мира) и системных действий по их воплощению.

Иными словами, мир оказался не готов к вызову смены типов международного права и не смог на него ответить. Но для того, чтобы ответить на него сегодня, у нас нет необходимых интеллектуальных и организационных средств. Поэтому решение проблемы международного права требует одновременного формирования интеллектуального инструментария (методология и теория международного права), выдвижения проекта международного права развития и формирования организационно-деятельностного механизма реализации этого проекта.

0

2

К проблеме операционно-программного суверенитета: платформа для действий

Одной из ключевых проблем мирового развития России является проблема операционно-программного суверенитета.

Постановка этой проблемы основывается на следующих положениях.
1. Россия является и должна оставаться суверенным государством. Обеспечение суверенитета является аксиомой внутренней и внешней политики России.
2. Россия является и должна оставаться одним из мировых лидеров в сфере программирования. Построение инновационной экономики в России в существенной мере должно обеспечиваться опережающим развитием ИТ-сферы, где Россия имеет огромный неиспользованный потенциал.
3. В отношении остального мира Россия может и должна выступать только как мировая держава, гарантируя всем народам мира возможность развития и противопоставляя однополярной и губительной глобализации политику мироизации на основе принципа соразвития.

Эти три императива отвечают на три ключевых вызова, с которыми Россия сталкивается на новом этапе:
1. Обострение отношений с США. Создание системы ПРО в Европе. Актуализация ядерной (и неядерной военной) угрозы. Обострение информационного противостояния со странами Запада.
2. Исчерпание возможностей советских основных фондов. Необходимость сверхинтенсивного обновления основных фондов, диверсификации национальной экономики и перехода общества к новому научно-техническому и социо-культурному укладу на основе опережающего развития.
3. Втягивание мира в хаос глобализации как непосредственная угроза национальной безопасности России. Сужение возможностей международной экономической деятельности (российское участие в ядерной программе Ирана). Повышение вероятности возникновения конфликтов, наносящих прямой ущерб национальной безопасности России вне зависимости от их исхода (полномасштабное столкновение НАТО с мусульманским миром).

В этих условиях зависимость России от программного обеспечения иностранного производства оказывается прямым препятствием на пути обеспечения реального суверенитета страны. Это требует постановки и решения проблемы операционно-программного суверенитета России.

Операционно-программный суверенитет – это способность России контролировать разработку и применение операционных систем и приложений, осуществлять мировое лидерство в ИТ-сфере с позиций мирового развития.

Обеспечение операционно-программного суверенитета предполагает:
1. Обеспечение безопасности использования ПО (исключение «недекларируемых возможностей») в стратегически важных сферах: военная, космическая, транспортная, финансовая, промышленная, образовательная.
2. Способность самостоятельно определять направление развития ИТ-сферы и осуществлять его (независимость от зарубежных поставок обновлений ПО).
3. Обеспечение для граждан Российской Федерации реальной всеобщей доступности базовой персональной ИТ-инфраструктуры как необходимой основы персонального развития и введения в соответствующую сферу стратегической занятости.
4. Построение на основе отечественной элементной базы и ПО массовых социальных практик, обеспечивающих переход к новому цивилизационному укладу: проектирование, экспертирование и реализация в социально-цифровой среде проектов развития; электронные лаборатории и цифровые промышленные полигоны; массовое персональное дистанционное образование и др. Право на свободный доступ к базовой ИТ-инфраструктуре и массовые социально-цифровые практики как основа гуманитарной социально-технической инженерии.
5. Предложение для народов всех стран мира доступной элементной базы и ПО с открытым кодом как альтернативы существующему неофеодальному господству ТНК в ИТ-сфере. Международная экспансия российских ИТ-корпораций на основе предложения лучшего в мире ПО (специализированные веб-сервисы, образовательные модули, модули для финансовой и других сфер) для операционных систем с открытым кодом как средство закрепления экономических и культурных (в том числе – языковых) позиций России во всем мире.

Таким образом, обеспечение операционно-программного суверенитета России может стать механизмом организации опережающего развития российской экономики и перехода к новому цивилизационному укладу.

0

3

Энциклопедия мировых проблем

Составлен список первых ключевых проблем мирового развития. Его можно дополнять, уточнять и детализировать. Необходимо фиксировать ситуации, требующие развития, во всех сферах деятельности и во всех регионах мира. Приглашаем всех желающих принять участие в дискуссии по определению мировых проблем.

Порядок работы над созданием энциклопедии мировых проблем

В комментарии к этому сообщению все желающие могут размещать свои идеи относительно дополнения списка мировых проблем. При этом, желательно, обозначать возможные пути решения проблемы и снабжать текст ссылками на соответствующие материалы. Периодически (раз в три недели) будут подводиться итоги дискуссии по мировым проблемам и будет размещаться обновленный список мировых проблем с описанием. Этот список будет служить черновиком энциклопедии мировых проблем. По прошествии некоторого времени (приблизительно в апреле-мае) планируется издание "Энциклопедии мировых проблем" в форме книги.

Список ключевых мировых проблем
Демографическая проблема. Сокращение и старение населения, прежде всего, в России и на постсоветском пространстве, но также во многих других, в том числе, наиболее развитых, странах мира. Массовый отказ от продолжения рода и от самой жизни среди членов наиболее благополучных обществ. Существенное сокращение темпов роста мирового населения и впервые за половину тысячелетия появление угрозы начала в ближайшие 20-30 лет глобальной депопуляции. Проявившиеся и грядущие катастрофические последствия политики демографической коррекции, проводившейся в рамках идеологии «устойчивого развития». Недостаточность классических инструментов социальной политики для эффективного решения демографической проблемы.
Проблема урбанизации. Мегаполисная урбанизация как модель расселения, ведущая к всесторонней деградации человеческого потенциала, росту преступности, уровня самоубийств и других социальных отклонений. Мегаполисная урбанизация как модель, не позволяющая обеспечивать достойные условия существования даже стабильного количества населения и прямо ограничивающая возможности роста населения. Мегаполисная урбанизация как модель расселения, ведущая к расчеловечиванию горожан и формирующая среду, в которой невозможна защита человеческого достоинства. Наличие достаточных материальных средств для реализации альтернативных моделей расселения и отсутствие воли к осуществлению градостроительной революции, разработке и реализации соответствующих градостроительных проектов и программ.
Проблема геоида как единого пространства развития, поселенческой и инфраструктурной ткани. Крайние степени дифференциации в уровнях развития различных регионов земли. Избыточное потребление в Европе, США и Японии на фоне явной недостаточности базовой инфраструктуры в Африке, Сибири и российском Дальнем Востоке, Латинской Америке, Южной Азии. Полное запустение и всесторонняя социально-культурная и экологическая деградация огромных пространств (Сахара, пространства Средней Азии, российский Север, западный Китай, пространства Австралии) при наличии эффективных технологий их освоения (переосвоения) и развития либо возможности такие технологии разработать.
Проблема труда и промышленности. Деградация содержания и структуры труда на большей части геоида. Отсутствие возможностей стратегической занятости как главное препятствие на пути достижения высокого качества жизни в большинстве стран мира. Деградация человеческого потенциала, вызванная отсутствием рабочих мест, предъявляющих повышенные требования к личности работника. Целенаправленно поддерживаемая невозможность реального (научно-образовательно-промышленного) суверенитета для большинства народов мира. Возможность и необходимость создания экономики развития на основе опережающего промышленного развития стран мира.
Энергетическая проблема. Энергетическая недостаточность в большинстве регионов мира как главное препятствие на пути их промышленного развития и повышения качества жизни в них. Энергетическая недостаточность как лишение людей физико-экономической основы достойной жизни в XXI веке. Продолжение реализации неэффективных моделей производства электроэнергии вместо опережающего развития ядерной энергетикина основе замкнутого топливного цикла, технологии которой доступны уже почти десятилетие.
Проблема социальности. Отсутствие в начале XXI века идеи общественного строя, обеспечивающего защиту достоинства и уникальности личности и персональную возможность развития для каждого без исключения человека как общественный коллапс и катастрофа общественного развития. Прогрессирующая экспансия индивидуализма как модели общественного развития, бесповоротно уничтожающей безусловную ценность каждой личности и лишающей большинство населения Земли права на развитие.
Проблема мирового порядка. Отсутствие доступа большинства народов мира к развитию, передовым или даже базовым достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Нерешение и обострение в рамках существующего миропорядка ключевых мировых противоречий и проблем мирового развития. Нежелание наиболее богатых и развитых стран брать на себя ответственность за организацию мирового развития. Глобализация как постепенное втягивание мир в состояние войны всех против всех, управляемого неразвития и хаоса. Необходимость мироизации как порядка, обеспечивающего разрешение ключевых мировых противоречий и проблем на основе принципа соразвития.

0


Вы здесь » <<INFOрмационно-Rазвлекательный FoRUM>> » World » Мировые проблемы